Здравствуйте дорогие читатели!
Хотелось бы поговорить об наших нынешних аптеках, что и как в них происходит.
Начнем с самого начала. Аптека – это организация, оказывающая услуги населению фармацевтического, медицинского и информационного характера. Информационного это значит, если Вы не знаете, как пользоваться Анальгином, то фармацевт ОБЯЗАН Вас проконсультировать, с остальным всё вроде понятно. Для этого в аптеке работают специалисты, которые имеют профильное образование. Так нам говорит приказ Министерства Здравоохранения. А что же мы имеем на самом деле? В настоящее время в аптеке работают фармацевты, провизора и консультанты. Ну, с фармацевтами и провизорами все ясно, а кто же такие консультанты и как они попали на работу в аптеку. Консультанты - это средний медицинский персонал или говоря проще – медсестры (да хоть трактористы). Конечно, фармацевты тоже имеют среднее специальное образование, как и медсестра, вот только первых учат работе в аптеке, а вторых учат делать уколы. Нет, если Вы пришли в аптеку и попросили конкретный препарат, например, анальгин, то Вам его хоть кто отпустит, это не проблема. Но, если Вы пришли с намерением полечиться, то вот тут и создается некая двойная ситуация: вроде бы человек и работает в аптеке, вот только образование у него медсестры, соответственно, как и что лечить, не говоря уже о побочных действиях и взаимодействии лекарственных препаратов друг с другом он и слышать не слыхивал, а фармацевт между тем, и тем более провизор на этом, как говорится «собаку съел», и уж точно знает, что к чему, вот такая разница. Ни кто не говорит, что медсестры неумные люди, просто у них образование другое. А в аптеке они работают, потому что их зарплата получается больше, чем в больнице, но меньше, чем у фармацевта и провизора, что, конечно, выгодно работодателю. Хотя встречаются регионы, где фармработников не хватает, и их заменяют медперсоналом, но это уж крайние случаи, и практиковалось в основном в СССР. Поэтому смотрите сами, кто и где Вас консультирует или лечит.
Ну, пойдем далее по аптеке, посмотрим, что и как в ней продается. Начнем с того, что большинство препаратов без рецептурного отпуска и БАДы можно найти на витринах. Однако, эти витрины выставлены очень хитрым образом по системе мерчандайзинга. Для справки: мерчандайзинг – некий процесс, направленный на продвижение того или иного товара. Основной целью которого служит увеличение объема продаж, т.е. проще говоря выручки. Хочется отметить, что мерчандайзингом пользуются в основном крупные аптечные сети, где количество товара зашкаливает. Термин «товар» здесь употреблен не просто так. Вы и сами, наверное, замечали, что зайдя в аптеку, там можно увидеть не только лекарственные препараты, но и много чего интересного: от мочалки, кремов, жевательной резинке до гормональных средств и даже антибиотиков, выложенных на витрину. (Об этом чуть позже). Вернемся к выкладке товара на витрину. Итак, как установлено, человек заходя в аптеку, начинает свой путь слева направо, соответственно, с левой стороны будет стоять наиболее дорогой товар. По высоте полок тоже можно увидеть, что те полки, которые находятся на уровне Ваших глаз, имеют товар так же с высокими ценами, а вот дешевый товар на витрине можно не встретить вообще. К рекламируемому товару, который продается довольно успешно, подставляют не менее дорогой товар, но мало известный, для стимуляции его покупки, таких примеров можно приводит огромное количество и все они будут работать против наших денег (а иногда и здоровья), но в пользу аптеки.
Следующая группа товаров – это СТМ или собственная торговая марка. Можно часто заметить в аптеке товар, который имеет одинаковое название с аптекой, или же на нем написано для такой- то аптечной сети, это может быть крем, козинаки, жевательная резинка, носовые платочки и др. и тп. Этот товар очень часто при покупке предлагают «первостольники». Особенность данного товара, что у него очень низкая себестоимость и примерно одинаковая цена с похожими товарами, т.е. проще говоря у него очень высокая наценка, что так же увеличивает прибыль аптечной сети. Но не надо думать, что это как-то увеличивает зарплату работников аптеки, никак нет, но вот снизить ее точно может, т.к. НЕ продажа данного товара влечет штрафные санкции, которые уменьшают зарплату, да и покупатель получает по сути дешевку, которая не несет никакой пользы - вот такая блин арифметика, плюс к этому человек который стоит у кассы, думает только о том как не лишиться своей зарплаты – все остальное для него вторично. И теперь возникает вопрос: зачем в аптеке вообще нужны данные товары, если никакой фармацевтической и медицинской помощи они не приносят? И не делают ли они аптеку похожей на продовольственный и парфюмерный магазины?..
Пройдясь по аптекам можно заметить, что один и тот же препарат стоит по- разному. Почему? Многие думают, что аптеки, где препарат стоит дороже, разницу в цене кладут к себе в карман, тем самым и обогащаются. Все немножечко не так. Все аптеки получают товар со склада, и у же к цене, которую выставил склад, делают определенную наценку. Причем наценка фиксированная и больше сделать ее нельзя. Но вот срок оплаты за полученный товар может варьироваться, и чем дольше он, тем товар будет стоить дороже, т.к. поставщики заранее выставляют цену с учетом инфляции. Это первый случай. Второй заключается в следующем: товар в аптеках расходится с разной скоростью, и в какой-то аптеке данный препарат покупают каждый день, соответственно и цена у него будет на данный момент времени, а другой аптеке он уже лежит год, вот поэтому и стоит дешевле, так- то. Иногда аптеки могут сознательно снижать цену препарата, если у него близок срок годности к применению, чтобы хоть как-то его продать, ну не платить же из своего кармана. Однако не все аптеки так могут делать, только в основном крупные аптечные сети. Так что смотрите на сроки годности, для своей же безопасности. Так же для больших аптечных сетей характерно заказывать товар в больших количествах непосредственно у производителя, что, конечно, сказывается на конечной цене товара, в данном случае понятно, что товар будет стоить дешевле, чем в маленькой аптеке.
И буквально два слова про акции: если в аптечной сети на какой-то товар идет акция и стоит он дешевле, чем раньше, то значит другой препарат, который должен был стоить к примеру 20 руб, будет стоить 120 руб, а как же сохранить доход, ведь акции это снижение цены, а цена это и есть доход, все гениальное просто. Про разницу цен на оригинальные препараты и их аналоги, т.е. дженерики поговорим чуть позже, уж очень здесь много интересного.
Вот первый беглый взгляд на аптеку.
Ну что ж, если понравилось, пишите отзывы, будем продолжать разбираться. Продолжение следует….